Ляби-Хауз (
фарси «берег (
букв. губа) водоёма», или «побережье пруда») это название территории, которая окружает один из немногих сохранившихся до наших дней прудов (хаузов) в
Бухаре. До установления
Советской власти здесь было много подобных прудов, которые служили источниками воды для жителей города. Но у прудов была дурная слава, так как они являются распространителями болезней. Поэтому по большей части хаузы постепенно были осушены в период 1920 — 30 гг. Ляби-Хауз уцелел из-за того, что он является центром великолепного архитектурного ансамбля, который создавался в течение 16 и XVII веков, и который почти не изменился с тех пор. Ансамбль образован тремя монументальными зданиями:
медресе Кукельдаш (1568/69 гг.)
(смотри рисунок) — самым большим в городе — и двумя другими религиозными зданиями, построенными Надир-Диван-Беги:
Ханака (1620)
(смотри рисунок) на западе и
Медресе Надир-Диван-Беги (1622—1623)
(смотри рисунок) на востоке. В состав комплекса входит также современный памятник национальному герою
Ходже НасреддинуМаленькое медресе Кази Калян Насреддин (сейчас разрушенное) было раньше расположено рядом с медресе Кукельдаш.
Ансамбль Ляби-хаузЛяби-Хауз (
фарси «берег (
букв. губа) водоёма», или «побережье пруда») это название территории, которая окружает один из немногих сохранившихся до наших дней прудов (хаузов) в
Бухаре. До установления
Советской власти здесь было много подобных прудов, которые служили источниками воды для жителей города. Но у прудов была дурная слава, так как они являются распространителями болезней. Поэтому по большей части хаузы постепенно были осушены в период 1920 — 30 гг. Ляби-Хауз уцелел из-за того, что он является центром великолепного архитектурного ансамбля, который создавался в течение 16 и XVII веков, и который почти не изменился с тех пор. Ансамбль образован тремя монументальными зданиями:
медресе Кукельдаш (1568/69 гг.)
(смотри рисунок) — самым большим в городе — и двумя другими религиозными зданиями, построенными Надир-Диван-Беги:
Ханака (1620)
(смотри рисунок) на западе и
Медресе Надир-Диван-Беги (1622—1623)
(смотри рисунок) на востоке. В состав комплекса входит также современный памятник национальному герою
Ходже НасреддинуМаленькое медресе Кази Калян Насреддин (сейчас разрушенное) было раньше расположено рядом с медресе Кукельдаш.
История этого ансамбля неразрывно связана с именем
Надир-Диван-Беги, который был высокопоставленным сановником,
визирем, а также он был дядей
Бухарского эмира Имам Кули-хана. Говорят, что когда Надир-Диван-Беги строил Ханаку, называемую и поныне его именем, рядом с местом строительства находился большое домовладение, принадлежащее вдове — еврейке. Диван-беги решил, что это место, идеально подходит для устройства водоема при мечети. Он обратился к вдове с предложением продать свой двор за любую хорошую цену. Но еврейка ни за что не соглашалась. Диван-беги тогда повел её к эмиру, будучи уверен, что тот принудит её продать дом. Но Имам Кули-хан передал рассмотрение этого вопроса коллегии
муфтиев. Мусульманские законоведы вынесли решение, запрещающее отнимать двор у еврейки силой, ибо по их мнению евреи должны пользоваться всеми правами наравне с мусульманами, потому что они платят налог «
джизье», на право сохранения ими своей религии. Диван-Беги пришлось ограничиться устройством маленького водоема, прилегавшего к дому, где жила несговорчивая вдова.
Но хитрый вельможа проложил
арык, для своего нового пруда так, что он проходил прямо под стенами дома вдовы, несмотря на то, что прокладка арыка в этом месте обошлась ему дороже. Через некоторое время, когда вода стала подмывать фундамент дома, еврейка пришла к Диван-Беги, чтобы воззвать к его совести. На что он ответил, что мол его предложение остается в силе и он сейчас же уплатит ей стоимость дома, лишь бы она согласилась продать его. Вдова ответила, что деньги ей не нужны и просит она только об одном, чтобы взамен её двора ей дали участок земли для постройки
синагоги. Диван-беги согласился на эту сделку и передал в распоряжение женщины, свой участок земли, находившийся в квартале, ныне называемом «еврейским» (маххалли-кухма). Вскоре была построена
первая синагога в Бухаре и большой пруд. Люди стали называть его Ляби-Хауз (
смотри рисунок), что означает «у пруда». Примерная дата постройки 1620 год. Но среди народа сохранился и другой эпитет по отношению к данному комплексу: Хауз-и Базур «построенный с принуждением».
Считается, что до постройки первой синагоги евреи молились в одном помещении с мусульманами. Эта мечеть называлась
"Магак-и Аттари", что означает «Мечеть в яме» («Глубокая мечеть»). По одной версии
евреи молились с мусульманами в одно и то же время, но в разных углах. По другой — евреи приходили туда только по окончании молитв мусульман. Этим можно объяснить обычай, существующий у бухарских евреев, заканчивать утреннюю молитву словами «Шалом алейхем» («Мир вам»). Этот обычай отсутствует у европейских евреев.
На её месте Магак-и Аттари до
арабского завоевания был базар, где торговали идолами, лекарственными снадобьями и пряностями — ат-тарон; там же находился храм луны (Мох). В последней редакции труда Наршахи, мечеть, построенная на месте храма луны, называется «магок», то есть «в яме»; потому что она уже тогда была наполовину скрыта быстро растущими культурными наслоениями.
Сейчас Ляби-Хауз это прямоугольный водоем (46х36 м), вытянутый с востока на запад и утопающий в тени вековых чинар. Берега его оформлены в виде ступенчатых каменных ступеней, сделанных из массивных блоков желтоватого известняка.
Медресе Кукельдаш, граничащее с Ляби-Хауз — самое большое (80х60 метров) и величественное в Центральной Азии. Кулбала Кукельдаш — это имя сводного брата хана, который был строителем медресе.
Медресе Надир-Диван-Беги первоначально строилось как
караван-сарай. На его торжественном открытии Имам Кули-хан неожиданно провозгласил это здание — медресе, и Надиру-Диван-Беги пришлось переоборудовать караван-сарай, пристроив к его главному фасаду лоджии, портал и угловые башни, а также надстроить второй этаж худжр.
Ханака Надир-Диван-Беги расположена напротив медресе, с западной стороны от комплекса Ляби-Хауз.