Сурхан
Добро пожаловать на форум "Сурхан"!
Для того, чтобы пользоваться всеми функциями форума и просматривать личные галереи пользователей, необходимо зарегистрироваться.

Join the forum, it's quick and easy

Сурхан
Добро пожаловать на форум "Сурхан"!
Для того, чтобы пользоваться всеми функциями форума и просматривать личные галереи пользователей, необходимо зарегистрироваться.
Сурхан
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Сурхан


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Ляби-Хаус и окружающая его действительность

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Alex0509

Alex0509
Admin
Admin

Ляби-Хаус и окружающая его действительность B461915aedb0
Как вы догадываетесь, это скульптура Ходжи Насреддина рядом с Ляби-Хаузом.

Ляби-Хаус и окружающая его действительность 548829a8f36f

Ляби-Хаус и окружающая его действительность C72a6ac1fc3b
Собственно Ляби-Хаус. Считается туристическим центром Бухары.

Ляби-Хаус и окружающая его действительность 39d68e4cfcc4
Улица рядом с Ляби-Хаузом.



Последний раз редактировалось: Admin (Сб Июн 20 2009, 19:34), всего редактировалось 1 раз(а)

Опубликовать эту запись на: reddit

Ходжа Насреддин- человек 7 (семь!) раз приговариваемый эмиром к смертной казни, но так не разу и не казненный!
А Василий Алибабаевич из, всем известного фильма "Джентельмены удачи",если помните был из Бухары... Там бензин нынче какой,Саша? Very Happy

Майя пишет:Ходжа Насреддин- человек 7 (семь!) раз приговариваемый эмиром к смертной казни, но так не разу и не казненный!
А Василий Алибабаевич из, всем известного фильма "Джентельмены удачи",если помните был из Бухары... Там бензин нынче какой,Саша? Very Happy

Не заправлялся, не знаю, но МаратКайсаров не жаловался... clown

Эдуард Чернухин

Сообщение Вс Июн 14 2009, 03:15 автор Эдуард Чернухин

Мой друг (художник из Бухары Асад Барнаев) часто рассказывал об этом. Это место тусовки братьев по кисти. Где-то поблизости у них мастерские, где они до обеда пишут, а потом продолжают общение за дастарханом.

Эдуард Чернухин пишет:Мой друг (художник из Бухары Асад Барнаев) часто рассказывал об этом. Это место тусовки братьев по кисти. Где-то поблизости у них мастерские, где они до обеда пишут, а потом продолжают общение за дастарханом.
Да!.. В Благородной Бухаре и живут благородно... Very Happy Не только работают, но и живут для себя, для людей, для возвышенного, для будущего.. sunny . Не то что мы, в мегаполисах - сиюминутно! Sad

Майя пишет:Ходжа Насреддин- человек 7 (семь!) раз приговариваемый эмиром к смертной казни, но так не разу и не казненный!
А Василий Алибабаевич из, всем известного фильма "Джентельмены удачи",если помните был из Бухары... Там бензин нынче какой,Саша? Very Happy

Vai, vai, kizim !
Pomnitsya, chto Vasya rodom byl iz Dzhambula...

Ляби-Хауз (фарси «берег (букв. губа) водоёма», или «побережье пруда») это название территории, которая окружает один из немногих сохранившихся до наших дней прудов (хаузов) в Бухаре. До установления Советской власти здесь было много подобных прудов, которые служили источниками воды для жителей города. Но у прудов была дурная слава, так как они являются распространителями болезней. Поэтому по большей части хаузы постепенно были осушены в период 1920 — 30 гг. Ляби-Хауз уцелел из-за того, что он является центром великолепного архитектурного ансамбля, который создавался в течение 16 и XVII веков, и который почти не изменился с тех пор. Ансамбль образован тремя монументальными зданиями: медресе Кукельдаш (1568/69 гг.) (смотри рисунок) — самым большим в городе — и двумя другими религиозными зданиями, построенными Надир-Диван-Беги: Ханака (1620) (смотри рисунок) на западе и Медресе Надир-Диван-Беги (1622—1623) (смотри рисунок) на востоке. В состав комплекса входит также современный памятник национальному герою Ходже Насреддину
Маленькое медресе Кази Калян Насреддин (сейчас разрушенное) было раньше расположено рядом с медресе Кукельдаш.


Ансамбль Ляби-хауз

Ляби-Хауз (фарси «берег (букв. губа) водоёма», или «побережье пруда») это название территории, которая окружает один из немногих сохранившихся до наших дней прудов (хаузов) в Бухаре. До установления Советской власти здесь было много подобных прудов, которые служили источниками воды для жителей города. Но у прудов была дурная слава, так как они являются распространителями болезней. Поэтому по большей части хаузы постепенно были осушены в период 1920 — 30 гг. Ляби-Хауз уцелел из-за того, что он является центром великолепного архитектурного ансамбля, который создавался в течение 16 и XVII веков, и который почти не изменился с тех пор. Ансамбль образован тремя монументальными зданиями: медресе Кукельдаш (1568/69 гг.) (смотри рисунок) — самым большим в городе — и двумя другими религиозными зданиями, построенными Надир-Диван-Беги: Ханака (1620) (смотри рисунок) на западе и Медресе Надир-Диван-Беги (1622—1623) (смотри рисунок) на востоке. В состав комплекса входит также современный памятник национальному герою Ходже Насреддину
Маленькое медресе Кази Калян Насреддин (сейчас разрушенное) было раньше расположено рядом с медресе Кукельдаш.

История этого ансамбля неразрывно связана с именем Надир-Диван-Беги, который был высокопоставленным сановником, визирем, а также он был дядей Бухарского эмира Имам Кули-хана. Говорят, что когда Надир-Диван-Беги строил Ханаку, называемую и поныне его именем, рядом с местом строительства находился большое домовладение, принадлежащее вдове — еврейке. Диван-беги решил, что это место, идеально подходит для устройства водоема при мечети. Он обратился к вдове с предложением продать свой двор за любую хорошую цену. Но еврейка ни за что не соглашалась. Диван-беги тогда повел её к эмиру, будучи уверен, что тот принудит её продать дом. Но Имам Кули-хан передал рассмотрение этого вопроса коллегии муфтиев. Мусульманские законоведы вынесли решение, запрещающее отнимать двор у еврейки силой, ибо по их мнению евреи должны пользоваться всеми правами наравне с мусульманами, потому что они платят налог «джизье», на право сохранения ими своей религии. Диван-Беги пришлось ограничиться устройством маленького водоема, прилегавшего к дому, где жила несговорчивая вдова.
Но хитрый вельможа проложил арык, для своего нового пруда так, что он проходил прямо под стенами дома вдовы, несмотря на то, что прокладка арыка в этом месте обошлась ему дороже. Через некоторое время, когда вода стала подмывать фундамент дома, еврейка пришла к Диван-Беги, чтобы воззвать к его совести. На что он ответил, что мол его предложение остается в силе и он сейчас же уплатит ей стоимость дома, лишь бы она согласилась продать его. Вдова ответила, что деньги ей не нужны и просит она только об одном, чтобы взамен её двора ей дали участок земли для постройки синагоги. Диван-беги согласился на эту сделку и передал в распоряжение женщины, свой участок земли, находившийся в квартале, ныне называемом «еврейским» (маххалли-кухма). Вскоре была построена первая синагога в Бухаре и большой пруд. Люди стали называть его Ляби-Хауз (смотри рисунок), что означает «у пруда». Примерная дата постройки 1620 год. Но среди народа сохранился и другой эпитет по отношению к данному комплексу: Хауз-и Базур «построенный с принуждением».



Считается, что до постройки первой синагоги евреи молились в одном помещении с мусульманами. Эта мечеть называлась "Магак-и Аттари", что означает «Мечеть в яме» («Глубокая мечеть»). По одной версии евреи молились с мусульманами в одно и то же время, но в разных углах. По другой — евреи приходили туда только по окончании молитв мусульман. Этим можно объяснить обычай, существующий у бухарских евреев, заканчивать утреннюю молитву словами «Шалом алейхем» («Мир вам»). Этот обычай отсутствует у европейских евреев.
На её месте Магак-и Аттари до арабского завоевания был базар, где торговали идолами, лекарственными снадобьями и пряностями — ат-тарон; там же находился храм луны (Мох). В последней редакции труда Наршахи, мечеть, построенная на месте храма луны, называется «магок», то есть «в яме»; потому что она уже тогда была наполовину скрыта быстро растущими культурными наслоениями.



Сейчас Ляби-Хауз это прямоугольный водоем (46х36 м), вытянутый с востока на запад и утопающий в тени вековых чинар. Берега его оформлены в виде ступенчатых каменных ступеней, сделанных из массивных блоков желтоватого известняка.
Медресе Кукельдаш, граничащее с Ляби-Хауз — самое большое (80х60 метров) и величественное в Центральной Азии. Кулбала Кукельдаш — это имя сводного брата хана, который был строителем медресе.
Медресе Надир-Диван-Беги первоначально строилось как караван-сарай. На его торжественном открытии Имам Кули-хан неожиданно провозгласил это здание — медресе, и Надиру-Диван-Беги пришлось переоборудовать караван-сарай, пристроив к его главному фасаду лоджии, портал и угловые башни, а также надстроить второй этаж худжр.
Ханака Надир-Диван-Беги расположена напротив медресе, с западной стороны от комплекса Ляби-Хауз.

Ходжа Насреддин



Ходжа Насреддин – фольклорный персонаж, герой многочисленных анекдотов всех стран Средней Азии и Ближнего Востока, впоследствии ставший известным на всём евразийском континенте, включая Китай. Согласно повествующим о нем историям, это насмешливый и острый на язык персонаж, выступающий на стороне бедных и обиженных людей, не боящийся выступать даже против наиболее деспотичных правителей своего времени.

Анекдоты о Ходже Насреддине носят преимущественно социально-бытовой характер, однако фольклорист Пертев Наили Боратав недавно провел исследование письменных исторических источников, касающихся Ходжи Насреддина (первые анекдоты о нём были записаны в Турции в XVI веке), и оно показало, что существует также большое количество историй, содержащих политический протест, а также вызов существующим порядкам и ценностям.

Исследователи выделяют двойственную роль героя Ходжи Насреддина: с одной стороны, он занимает центральное место в развитии комедийного жанра в Средней Азии и на Ближнем Востоке, а с другой - является символом мятежных настроений населения по отношению к тем династиям, которые когда-то правили этими территориями. При всем при этом главным оружием Ходжи Насреддина неизменно является его хитрость, чувство юмора и хорошо подвешенный язык.

У разных народов существуют свои имена для этого популярного героя анекдотов. Собственно «Ходжой Насреддином» его называют у узбеков, таджиков, а также у турок (у последних для этого этого персонажа еще есть имя Бу Адам), у азербайджанцев это Молла Насреддин, у иранцев – Мулла Насреддин, у афганцев – Насреддин Афанди и др.

Скорее всего, прототипом Ходжи Насреддина был реальный человек, живший приблизительно в XII-XIV веках. Точнее дату определить невозможно, а исторические источники делают Ходжу Насреддина современником различных исторических деятелей: сельджукского султана Алаэддина (начало XIII века), Тимура и Баязида I (XIV век) и т.д. Кроме того, правомерно предположить, что это был представитель низшего мусульманского духовенства, о чем говорят определенные вариации его имени у разных народов, а также различные титулы, соответствующие этому статусу, употребляющиеся до или после его имени в различных источниках (например, слово «ходжа» означает «учитель», что указывает на то, что это скорее всего был преподаватель в медресе).

Со временем у каждого народа Ходжа Насреддин приобрел особые черты: в Казахстане его герой отчасти слился с образом шутника Алдара-Косе; в Туркмении многие анекдоты связаны с личностью поэта-сатирика Кемине (1770-1840), в Таджикистане - с поэтом Мушфики (1525-1588).

Анекдоты о Ходже Насреддине заметно повлияли на развитие светской литературы в средневековой Европе. Уже в XX веке о нем были написаны целые романы и повести, в том числе «Повесть о Ходже Насреддине» Л.В.Соловьева (1940, 1954), а также поставлены фильмы «Насреддин в Бухаре» (1943), «Похождения Насреддина» (1947) и «Насреддин в Ходженте, или Очарованный принц» (1960). Ходжа Насреддин стал одним из героев «Библиотеки юмора» Марка Твена - сборника юмористических произведений, составленного знаменитым писателем. Ходжа Насреддин является символом города Акшехир в современной Турции, который претендует на то, чтобы считаться местом его рождения. Здесь находятся несколько посвященных ему памятников, а также условное место его погребения. Кроме того, в Акшехире проводиятся международные фестивали в честь Ходжи Насреддина. В Бухаре, в современном Узбекистане, также есть памятник Ходже Насреддину, изображающий его в традиционно принятом облике: сидящим задом наперед на своем ослике и держащимся за его хвост.

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения