Ювелирное искусство
Истоки зарождения ювелирного искусства Узбекистана теряются в глубине тысячелетий.
По общепринятой классификации узбекские ювелирные изделия подразделяются на головные, налобные, налобно-височные, налобно-височно-нашейные, височные, затылочные, накосные, носовые, ушные, нашейные, нагрудные, наплечные, подмышечные, поясные, наручные и ножные украшения.
Украшения, которые мастера делали в основном для женщин и только отчасти для мужчин, Названия ювелирных украшений могли происходить от способа ношения, от формы изделия, от звукоподражания, производимого украшением, от материала, от народа, который принес эту форму.
Крупнейшими центрами ювелирного искусства были: Бухара, Хива, Ташкент, Самарканд, Коканд, Карши, Шахрисябз, Китаб, Чимбай, Турткуль, а также Ургенч, Гиждуван, Андижан, Наманган, Маргилан, Ассаке, Чуст, Ургут, Байсун, Денау, Ходжаабад, Кунград, Халкабад, Ходжейли, Касансай, Учкурган, Нурата, Ширабад. Некоторые крупные поселения, где проживали семьи потомственных мастеров-ювелиров могли носить специфические названия, как, например, Заргарлик, Заргар, Заргарон и т.д.
Художественные ткани
Среди замечательных традиций, которыми богато узбекское искусство, особое место занимает художественное оформление тканей. Эта отрасль традиционного искусства зародилась в глубокой древности и уже в пору античности и раннего средневековья приобрело развитый характер.
Наряду с дешевыми простыми тканями массового потребления, изготовлявшихся почти во всех селениях и городах в домашних условиях, в специальных ткацких мастерских производились изумительные по красоте высококачественные хлопчатобумажные, полушелковые, золототканые, шелковые и шерстянные ткани. Выработанные на протяжении веков традиции никогда не умирали и дожили до наших дней. И сегодня традиционное художественное ткачество занимает одно из ведущих мест в современном национальном искусстве Узбекитсана. Узбекские ткани имеют не только историко-бытовое значение, но и большую художественную ценность.
Наибольшее распространение получили бумажные ткани: калами, алоча, суси, чит; полушелковые: бекасаб, банорас, пасма, адрас, дуруя, якруя, атлас, бахмаль; шелковые: шои, атлас, хан-атлас. В этих тканях за исключением атласа и бархата (бахмаль) использовались простейшие переплетения - полотняное и репсовое. Изготовлялись и шерстяные ткани для верхней одежды.
Среди разнообразных тканей видное место принадлежит полушелковым бухарским и кокандским бархатам, самаркандским и ферганским покрывалам, тончайшим прозрачным шелковым платкам "калгай".
Большинство из перечисленных тканей орнаментировались полосами или абровым узором.
Ковроделие
Ковроделие,связанное в основном со скотоводческим хозяйством, издавно существовало в районах Андижана, Самарканда, Кашкадарьи, Сурхандарьи, Бухары,низовьев Амударьи.Оно носило характер домашнего женского производства.Мастерицы владели разнообразной техникой ворсового и паласного ткачества.
К концу XIX в. ковроделие из домашнего промысла удовлетворяющего внутренние нужды хозяйства становится промыслом товарным, приносящим постоянный доход. В это время появляется и ряд центров по выработке ковров, насчитывавших сотни ковродельщиц, работавших на рынок.
Исследователи центральноазиатского ковроделия указывают на сложение в этот период нескольких самобытных школ узбекского ковроткачества.
Из ворсовых изделий наибольший интерес представляли андижанские и самаркандские ковры и предметы убранства каракалпакской юрты.
Андижанские ковры вырабатывались киргизским и узбекским населением Ферганской долины. Ковры районов Самарканда более разнообразны.Среди них своей оригинальностью выделялись высоковорсные пушистые ковры "джулхирсы"(медвежья шкура).
Другая школа ковроделия по своим художественным особенностям объединяет ковры узбекских племен: найман, туяклы, тюрк, юз кырк, проживавших в районах современной Джизакской области.
Среди ковровых изделий амударьинских каракалпаков,предназначенных для убранства юрты,представляли интерес выполненные в комбинированной технике: настенные мешки,торбы для одежды и особенно тканные полосы "бау",которые живописно оплетали юрту.
Разнообразны паласные ткани Узбекистана. В числе их видов кохма-ткань, состоящая из гладких полос разного цвета,терма и гаджари,тканные в узор разными приемами “переборной техники” и орнаментируемые рядами мелких геометрических или стилизованных растительных орнаментов с зооморфными мотивами. Другая школа ковроделия в этот период фукционировала в районах Нуратинского междугорья в среде населения тюркского происхождения. Нуратинские джульхирсы были более крупных размеров нежели джульхирсы Джизакской. На них изображались всевозможные вариации символических знаков.
Третья школа ковроткачества в конце XIX - нач. XX вв. сложилась в Ферганской долине. Ее родоначальниками были киргизы. Они ткали различные ковровые изделия в ворсовой и паласной технике: ковры-гилам, занавесы над дверью- эшик тыш, молитвенные коврики- джойнамоз, мешок для белья-чавадан.
Четвертая школа ковроделия сформировалась на территории Кашкадарьинской области у потомков переднеазиатских арабов, осевших в этом районе в 8-14 веках. Основная их ковровая продукция состояла из постилочных паласов, тонких паласов типа кизгилам, вещевых настенных мешков-карчин, торба, переметных сумок-хурджинов, футляров для ножниц, веретен, молитвенных ковриков -джойнамозов.
Известностью пользовались паласы Шерабада. Здесь выделывалиеь узорные гилямы "гажари" и "терма", орнамент которых создавался двухцветной основой и был тонок и изящен, так
Архитектурная керамика
Использование для декоративных целей именно керамического материала вполне понятно: народы Узбекистана очень рано освоили гончарное производство. Свой богатый опыт они легко перенесли в область архитектуры, тем более что материалы для архитектурной керамики (обычный лёсс) находился буквально под руками. Лёссовое тесто в сыром состоянии - удобный, легко формирующийся материал, обработка которого была хорошо освоена в I в.до н.э. - время появления керамического архитектурного декора. При раскопках замковых и дворцовых сооружений Узбекистана археологи неоднократно находили фрагменты крупных керамических деталей, имевших форму трехступенчатых зубцов с треугольными или стрельчатыми вырезами посередине, кругов с крестообразными вырезами центре (дворцовое здание Ханакатепа близ Денау I веков до н.э. и замок Актепа близ Ташкента V-VII вв. н. э.
Археологические раскопки показывают, что уже в VIII в. в интерьерах жилых помещений были распространены керамические очажки, покрытые штампованным орнаментом и служившие, очевидно, одновременно бытовым, культовым и декоративным целям.
В дальнейшим керамика как облицовочным материал завоевывает все большее место, переходя от отдельных декоративных деталей к сплошной одежде сооружений.
Простейшим видом керамической облицовки были жженый кирпич, обычно того же формата, что и сырцовый в основной кладке.
Первоначально нарядной облицовкой покрываются все фасады сооружения, далее декор концентрируется на лицевом, который в дальнейшем трансформируется в портал. Керамические облицовки в интерьере, защищенном от влияний климатических факторов, часто заменяются росписями по гипсовой штукатурке и резьбой по гипсу. В мечетях богато украшаются михрабы.
С середины XIV в. в облицовку сооружений наряду с резной глазурованной керамикой и многоцветной майоликой на глиняном основании включается фаянс.
Одно из наиболее крупных сооружений второй половины XIX в. Худояр-хан в Коканде имеет сплошную керамическую облицовку, набранную из майоликовых плиток малого размера. В ограниченном количестве здесь использована и многоцветная расписная майолика.
Облицовочная керамика старательно сохраняется на древних архитектурных сооружениях Узбекистана, образцы ее тщательно исследуются с тем, чтобы, используя уровень современной техники, использовать художественные традиции в современной архитектуре.
Керамическая посуда
Одним из наиболее древних, исключительно интересных видов прикладного искусства Узбекистана, сохранившим до наших дней отчетливую локализацию местных школ и традиций, является художественная керамика.
В основном мастера изготовляли столовую и хозяйственную посуду. Посуда узбекских мастеров делится на чашеобразную форму (коса) и кувшинообразную форму (куза), такое разделение объясняется специализацией мастеров. Гончар-косагарлик производил коса, шокоса,пиалы,ляганы, тавок, тогора, бадии и т.д.; кузагарлик выделывал кувшины и корчаги разной формы, емкости, назначения. По своим высоким технологическим и художественным качествам в конце XIX - начале ХХ в. ведущее место, безусловно, занимала риштанская керамика.
Мастера Риштана разрабатывали собственный стиль росписи, проникнутой лиризмом.
Художественным своеобразием отличались изделия и других керамических центров: Варданзи, Гиждувана, Каттакургана, Мадыра, Шахрисябза, Ташкента. Оно сказывалось в формообразующих элементах, в композиции узора, колорите, в излюбленных мотивах орнамента - и в общем эмоциональном настрое.